Раздел: Пчёлы и их особенности

 

ТАНЦЫ ПЧЁЛ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
   
 

Ученые-пчеловоды выявили различные способы сигнализации, которые используют пчелы, чтобы сообщать друг другу о наиболее важных моментах в жизни семьи: об открытии богатого источника нектара или пыльцы, о времени выхода роя, об опасности и т.д. Благодаря координированной (согласованной) работе органов чувств и нервной системы пчела регулирует свое поведение и согласовывает его с деятельностью других членов семьи в соответствии с условиями окружающей среды.

Большое значение для регулирования работы пчелиной семьи в целом имеет открытый в 1923 году германским ученым-пчеловодом Фришем «язык пчел», который представляет собой сложные круговые движения пчелы. Эти движения назвали «танцами». Танцы пчел представляют сложную систему сигнализации, которая облегчает пчелиной семье регулирование полевой работы.Перед началом работы большинство пчел-сборщиц нектара сидят спокойно на сотах, но время от времени отдельные пчелы-разведчицы вылетают из улья на поиски. Если разведчица обнаружила источник пищи, то через некоторое время к нему устремляются множество ее соплеменниц. Дело в том, что когда пчела возвращается с полным зобиком, то она опорожняет его, передавая нектар пчелам-приемщицам, и затем начинает круговой танец. Он состоит в том, что пчела бегает по сотам в гуще других пчел, описывая маленькие круги то вправо, то влево. Танец обычно продолжается не более минуты. Окончив его, пчела улетает обратно к источнику пищи. Есть и другой танец, который называется виляющим. Пчела делает полукруг, затем возвращается к его началу по прямой линии, снова делает полукруг в другую сторону и опять бежит прямо. Таким образом, пробеги по полукругам, вправо и влево, или дуговые пробеги, чередуются с прямыми. Кроме того, во время прямого пробега пчела покачивает из стороны в сторону задним концом тела, как бы виляя им.

Танцы производят мобилизующее действие на сидящих пчел. Некоторые из них бегут за танцующей пчелой, стараясь прикасаться усиками к ее брюшку, и вслед за нею вылетают из улья. По аромату, который разведчица принесла с собой, пчелы отыскивают медонос с обильным выделением сладкого сока. Вернувшись в улей, они в свою очередь танцуют и вовлекают новые группы пчел, которые проделывают то же самое, и таким образом все больше пчел включаются в работу по сбору нектара. Все они отыскивают тот же вид цветущих растений, используя имеющийся в них запас нектара. Но если сборщица прилетела с неполным грузом нектара, то она не танцует, и работа на данном виде медоноса заканчивается. В это время разведчицы могут отыскать другой зацветший вид медоноса, и тогда снова начинаются танцы, а пчелы устремляются к новому источнику корма. Если корм лишен запаха (сахарный сироп), то пускается в ход ароматическая железа. Она находится в спинной складке между двумя последними члениками брюшка. Играет, видимо, роль также тот душистый след, который танцовщица оставляет за собой в воздухе, возвращаясь к месту корма, — пчелы летят по этому следу.
Пчела может на прямом пробеге бежать вверх или вниз по сотам, вправо или влево. Оказывается, что направление прямого пробега связано с положением солнца на небе. Если за кормом нужно лететь по направлению к солнцу, то пчела на прямом пробеге бежит вверх по сотам, если же от солнца, то она бежит вниз. Если лететь за кормом нужно на некоторый угол вправо или влево от солнца (такой угол называется солнечным углом), то прямой пробег наклонен на такой же угол в правую или левую сторону. Таким образом, посредством прямого пробега пчелы сигнализируют друг другу, на каком расстоянии и в каком направлении нужно лететь за кормом, или, иными словами, определяют точку, в которой он находится. Итальянская пчела сигнализирует о направлении, начиная с семи метров расстояния от корма, а индийская — даже от двух метров. Если около поля, по которому нужно лететь, находится, например, лесной массив, то он тоже служит ориентиром.
Изучение танцев привело еще к одному открытию. Из физики известно, что свет голубого неба имеет особый характер, он поляризован. Обычный свет можно превратить в поляризованный, пройдя через специальную пластинку — поляроид. Человеческий глаз не отличает поляризованный свет от неполяризованного, а пчелы отличают. Если, например, на горизонтальные соты, на которых происходит виляющий танец, направить свет от голубого неба, пропущенный сквозь поляроид, то при некотором положении поляроида танец протекает нормально — прямые пробеги указывают направление поле­та к корму. Но если повернуть поляроид хотя бы на не< большой угол, то на такой же угол повернутся и прямы! пробеги, вследствие чего пчелы полетят в ложном направлении — мимо корма. Поворачивая поляроид, можно и: менять направления прямых пробегов и, таким образом управлять полетом пчел. Свет, исходящий от облаков, 1 дает такого результата, так как он не поляризован. Эти другие опыты показывают, что пчела воспринимает в полете поляризованные лучи голубого неба.
Танцы пчел имеют значение и при роении. Как известно, отроившиеся пчелы сначала прививаются где-нибудь поблизости, и, если не взять рой в роевню, он через некоторое время улетает на новое место и строит там гнездо. Оказалось, что из привившегося роя вылетают разведчицы, которые, возвратившись, выполняют виляющие танцы. Сначала прямые пробеги танцев указывают на совершенно различные точки, но постепенно одна из них становится преобладающей. Когда полеты к остальным точкам совершенно прекращаются, рой поднимается, перелетает на выбранное таким образом новое место и приступает к постройке гнезда. Танцы при роении несколько иные — они более продолжительны, с перерывами, и пчелы в это время не приносят никакой пищи. Чем лучше выбрано место для посадки роя, тем интенсивнее танцы разведчиц.
Сигналыщица проталкивается между пчелами и бегает в бешеном темпе, вибрируя брюшком и жужжа крыльями. Этот сигнал быстро распространяется среди пчел всех воз­растов, становится массовым и побуждает рой к вылету.
Первоначально считали, что круговой танец привлекает пчел на сбор нектара, а виляющий — на сбор пыльцы, поэтому круговой танец называли нектарным, а второй — пыльцевым. Однако новые исследования показали, что это неверно. Выяснилось, что оба танца мобилизуют пчел и на сбор нектара, и на сбор пыльцы, но различие между ними совершенно другое, а именно: круговой танец является танцем близких расстояний, а виляющий — дальних. Если корм находится не дальше 50м от улья, то возвратившиеся пчелы выполняют круговой танец. Если корм находится за пределами этой зоны, то круговые танцы начинают отчасти походить на виляющие. Чем дальше находится корм, кем сильнее это сходство, и, наконец, если корм расположен на расстоянии 100м и больше, то танцы становятся только виляющими. Значение виляющего танца или, точнее, его прямого пробега оказалось гораздо сложнее, чем думали ранее. Чем дальше расположен корм, тем длиннее и продолжительнее прямой пробег. Например, при расстоянии 100м от улья до корма пчела успевает за 15 секунд совершить в среднем 10,9 прямого пробега, а при расстоянии 2500—1750 м — всего лишь 2,5 пробега. Так как прямые пробеги правильно чередуются с дуговыми, то сосчитать это чередование вполне возможно. Зависимость ритма танца от расстояния до корма настолько определенна, что, следя за виляющим танцем по часам и подсчитывая повороты пчелы, можно сказать, какое расстояние преодолела танцовщица, принесшая корм. Таким образом, о расстоянии до корма, превышающем 100м, пчела сигнализирует посредством дли­тельности прямого пробега.

   
   
Hosted by uCoz